Обреченные на выплаты

В каких страховых компаниях гарантированно возместят убытки? Рейтинг сверхнадежности страховщиков.  Увы, периодические банкрот­ства страховых компаний — не самый лучший способ повысить доверие населения к стра­ховым компаниям, даже если в мо­мент оформления полиса страховой агент излучал оптимизм такой силы, что вопрос клиента «А точно вы­платят?» мог прозвучать лишь как признание в умственной неполноценности. Кто бы что ни говорил, а страховые посредники заинтересо­ваны исключительно в продаже по­лисов. Тогда как качество страхов­ки для них, в лучшем случае, дело второстепенное.

Для подавляющего большинства граждан финансовое состояние страховой компании не просто темный  лес,   а  абсолютный  вакуум. Невозможно узнать не только экономические показатели, но и владельцев страховщика. Не удиви­тельно, что львиная доля страховых платежей приходится на автостра­хование — ОСАГО и КАСКО. А эти полисы покупаются далеко не всег­да по доброй воле. Автогражданка — требование закона, а КАСКО — в большинстве случаев настоятельная просьба банков, выдавших кредиты на покупку авто.

Казалось, в такой ситуации ло­гичнее всего сотрудничать с ком­паниями, являющимися членами Моторно-транспортного страхового бюро Украины. Хоть какой-то над­зор и в случае покупки автограж­данки молено получить компен­сации, если страховщик объявит себя банкротом. Но и здесь не все так просто. В начале года приказа­ла долго жить страховая компания «Лафорт» — один из лидеров обяза­тельного автострахования. До свое­го ухода по-английски, т.е. попросту исчезнув в удобное для нее время, она занимала пятое место по раз­меру собранных премий и восьмое — по количеству проданных полисов ОСАГО. Удивительно, как такое резонансное банкротство могло до­пустить моторное бюро. По разным оценкам, клиенты доверили стра­ховщику около 100 млн. грн.

Впол­не возможно, что многие из них в случае ДТП получат компенсации от МТСБУ, но произойдет это, мяг­ко говоря, не сразу. Размер своих резервов бюро не сообщает, но по неофициальным данным в 2012-ом они находились на уровне 200-250 млн. грн. А прошлый год был богат на разорившиеся страховые компании. Достаточно ли средств в фондах МТСБУ — большой вопрос. Самое печальное — судьбу «Ла­форт» могут повторить другие стра­ховщики. В конце марта Националь­ная комиссия по регулированию рынков финансовых услуг времен­но остановила действие лицензий «Городской страховой компании». Заметим, что еще в сентябре про­шлого года она потеряла членство в МТСБУ. Но реакция властей после­довала только через полгода.

Дешево и сердито

Руководители платежеспособных компаний не скрывают, что им приходится конкурировать со страхов­щиками, откровенно демпингующими на рынке, ставя перед собой цель как можно быстрее собрать деньги с доверчивых потребителей, продавая им дешевые полисы и не планируя выполнять обязательства в будущем. Фактически речь идет о легализированных финансовых пирамидах. С одной стороны, по внешним признакам их деятель­ность не имеет ничего общего с мо­шенничеством и никаким образом не противоречит законодательству, с другой — отказ от выплат по про­данным полисам мало чем отлича­ется от пирамид Мавроди.

Отсутствие какого-либо меха­низма, способного выявлять такие страховые компании, и создает главную угрозу для потенциальных клиентов. Государство пока не способно взять на себя подобные функции. Нацкомиссия по регу­лированию рынков финансовых услуг не обладает полномочиями, позволяющими ей жестче контро­лировать деятельность страховых компаний и применять к ним санк­ции еще до того, когда страховщик станет неплатежеспособным.

Где гарантии

Решить проблему позволило бы создание фонда гарантирования страховых выплат, но пока та­кая идея не находит поддержки у страховых компаний. В конце 2012-ого был ветирован законо­проект «Об обязательном страхо­вании гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств», который предусматривал создание такой финансовой подушки. Предполага­лось, что часть средств от продажи автогражданки страховщики бу­дут направлять в фонд страховых выплат. Но эта идея не нашла под­держки у страховщиков.

Спор разгорелся вокруг управ­ляющего фондом. Страховым компаниям не понравилась, что эти отчисления не удастся оставить у себя, а придется перечислять МТСБУ. Сейчас в парламенте сно­ва вернулись к этой идее, и как ком­промисс рассматривается возмож­ность блокирования «гарантийных средств» на счете компании.

В свою очередь, МТСБУ собира­ется ужесточить сотрудничество со страховщиками. Бюро намере­но вспомнить свой прошлогодний опыт и сообщить широкой обще­ственности на своем сайте о фи­нансовом положении страховщи­ков. Тогда, напомним, далеко не все компании были довольны та­кой откровенностью. Хотя, с точ­ки зрения клиентов, такие данные просто бесценные. Поговаривают также о возможном расширении полномочий бюро, позволяющие запрещать проштрафившимся компаниям продавать полисы ОСАГО и даже изымать бланки полисов.

Ну а пока каждый клиент рискует на свой страх и риск, если, конечно, у него под рукой нет рей­тинга сверхнадежности страховых компаний. Из сорока крупнейших страховщиков, с капиталом свыше 100 млн. грн., была выбрана «бле­стящая восьмерка», чье финан­совое положение выглядит безу­пречным. Все оценки в рейтинге сделаны исходя из данных откры­тых источников и исключают какую-либо манипуляцию в поль­зу отдельных участников рынка. Пересчитать данные может любой желающий, как и сделать для себя соответствующие выводы о целе­сообразности покупки полисов в выбранных компаниях.